Испания во время Второй Мировой Войны


Испания, как известно, считалась официально не воющей во время Второй Мировой Войны.

Основное участие Испании в Войне состояло в собственном решении добровольцев об участии. Они поддерживали обе стороны, в значительной степени отражая преданность Гражданской Войне в Испании.
Так, находясь в тот момент времени близкими к нацистской Германии и фашистской Италии, Испания помогала странам Оси. Когда Германия напала на Советский Союз 22 июня 1941 года, Франко, находясь под давлением Германии, предложил помощь своей страны в рабочей силе и военных волонтерах. Эта помощь была принята Гитлером, и в течение двух недель было собрано достаточно волонтеров, чтобы сформировать дивизию, получившую название División Azul (Голубая дивизия). При формировании дивизии тогдашний министр иностранных дел Суньер обосновал ее появление тем, что СССР — виновник гражданской войны в стране. Он также назвал СССР виновными в массовых расстрелах, внесудебных расправах и прочем. Дивизия присягала не фюреру, а борьбе против коммунизма.

Дивизия проходила обучение в Германии и держала оборону под Ленинградом. Она участвовала в Битве за Красный Бор, где 6000 испанских солдат остановили несколько дивизий наших войск.
Из-за дипломатического давления Союзников Франко решил вернуть Дивизию домой в октябре 1943 года. Однако часть из солдат оставалась добровольно до конца войны. Голубая дивизия потеряла во Второй Мировой Войне около 5000 солдат.

«Испанцы разрушили все наши представления о них как о народе гордом, красивом, благородном. Никаких опер. Маленькие, вертлявые, как обезьяны, грязные и воровливые, как цыгане. Но очень добродушны. Все немецкие кралечки немедленно перекинулись от немцев к испанцам. И испанцы тоже проявляют большую нежность и привязанность к русским девушкам. Между ними и немцами ненависть, которая теперь еще подогревается соперничеством у женщин.
Испанцы получают два пайка. Один от немецкой армии, другой — от своего правительства и раздают излишки населению. Население немедленно оценило все испанское добродушие и немедленно привязалось к испанцам так, как никогда не могло бы привязаться к немцам. Особенно детишки. Если едет на подводе немец, то никогда вы не увидите на ней детей. Если едет испанец, то его не видно за детьми. И все эти Хозе и Пепе ходят по улицам, обвешанные детьми...»

Осипова Л. Дневник коллаборантки.

  • На кладбище Альмудена в Мадриде, одном из самых крупных в Западной Европе, установлен памятник погибшим из Голубой Дивизии.
  • В Панковке (Великий Новгород) расположен мемориал добровольцам Голубой Дивизии.

 

Были и те испанцы, кто встал в Войне на сторону Союзников. После поражения в Гражданской Войне, ряд ветеранов-республиканцев и гражданских отправились в изгнание во Францию и попали в лагеря для беженцев. Многие из них, около 60 000 присоединились к Французскому Сопротивлению, оказывающему сопротивление оккупации Франции гитлеровской Германией.

Многие испанцы-республиканцы отправились в Советский Союз во время эвакуации, когда началась война, около 700 испанцев вступили в Красную Армию, еще около 700 человек были партизанами в тылу немецких войск. Вступил в нашу армию и Энрике Листер Форхан, командир «Пятого полка». После поражения Второй Испанской Республики он отправился в эмиграцию в Москву и стал участником снятия блокады Ленинграда. Энрике Листер стал единственным генералом трех армий — испанской (республиканской), советской и югославской.