Прогноз развития экономики Испании: рабочих мест больше, недвижимость дороже?


Семь лет прошло после экономического краха в Испании в 2008 году, и экономика стала восстанавливаться все быстрее, утверждает центральный банк страны.

Банк Испании заявил в четверг, что экономический рост в этом году будет составлять 2,8%, и превысит прошлогодний рост вдвое, что показывает первый ежегодный рост после начала кризиса. Последнее предсказание поставит Испанию на четвертое место среди самых быстрорастущих экономик в Евросоюзе наряду с Латвией, Литвой и Мальтой, в соответствие с последним отчетом из Брюсселя.

Положив в основу падение цен на нефть и стимулирующую программу Европейского Центрального Банка, Банк Испании набрался смелости сказать, что безработица в стране упадет до показателя в 22,2% к концу 2015 года, продолжив свое уменьшение со стартовой цифры в 26,1%.

В прошлом месяце министр финансов предсказал, что страна будет испытывать экономический рост на протяжении пяти лет до 3%, в то время как премьер-министр Мариано Рахой сказал, что «кризис закончился», на что президент Европейский комиссии Жан-Клод Юнкер заявил, что трудно себе это представить с учетом того, что 4,5 миллиона людей находятся без работы. На что Рахой заявил, что кризис закончился, но не его наследие…
После регионального голосования в Андалусии 15 мест в Парламенте были отданы партии Podemos, которая выступает против мер жесткой экономии. Также еще предстоят муниципальные выборы в Мадриде и Барселоне, другие региональные выборы в Каталонии и затем, в ноябре, всеобщие выборы.

Но не все избиратели делятся оптимистичными взглядами по поводу правительства. После заявления с оптимистичным пятилетним прогнозам статистика показала, что четверо из пяти испанцев думают, что экономика в столь же плохом состоянии, как в прошлые годы, и более половины не верит, что положение изменится к 2016 году.
Поскольку все больше и больше людей проходят двухлетнюю «отсечку» на пособие по безработице, улицы Мадрида и Барселоны полнятся бездомными, многие из них – люди среднего возраста, в то время как примерно 1,5 миллиона испанцев полагаются на бесплатную столовую для нищих, чтобы питаться.

Так что же на самом деле происходит в Испании?

«Испанские макро-данные  стали хорошими с лета 2013 года, - говорит Хавьер Диаз-Гименез из Мадридской Бизнес-школы IESE, - но это часть бизнес-цикла, и не имеет ничего общего с правительством».
Он отвергает прогноз Де Гуиндоса о пятилетнем росте, но добавляет, что «выздоровление» экономике реально, и испанские компании создают около 400 000 рабочих мест ежегодно.
Последнее же исследование показывает, что менее 10% рабочих мест, созданных в последние три года – это постоянные места работы или места на полный рабочий день, но Диаз-Гименез предупреждает, что не нужно подвергаться пессимизму, говоря, что Испания пока не готова к более серьёзным переменам.

Джулия Фосси из барселонской бесплатной столовой говорит, что число испанцев, спящих на улице, увеличилось. «Их средний возраст от 40 до 50 лет, - говорит она, - люди выселены из своих домов, и спят в подъездах банков. У нас была женщина, выселенная из своего дома, которая ночевала в подъезде La Caixa со своей кошкой».

Эдвард Хью, экономист компании Welsh в Испании, говорит: «Экономическая ситуация представляется большинству испанцев такой плохой, что даже когда Рахой говорит, что она улучшается, рейтинги падают вниз, потому что люди не верят этого».

После восьмилетнего спада недвижимость поднимается с колен. «Вторая половина 2013 года оказалась переломной точкой для коммерческого и резиденционального рынков, но она была сведены к люксовому сегменту в каждом секторе» - говорит Кейт Эверетт-Аллен из международного департамента Knight Frank.

Цены на испанскую недвижимость выросли на 1,8% в 2014 году, и это был первый рост за шесть лет, но стоит отметить, что по сравнению с 2007 годом, она на 44% ниже.
Умирающая строительная индустрия также подает признаки жизни – банки инвестируют в тысячи наполовину завершенных проектов, которые засоряют страну, когда никто не хочет инвестировать в проблемную недвижимость.

«Мы сделали внутреннюю девальвацию, - говорит Диаз-Гименез, - Испанца приняли заморозку заработных плат и их урезку, а испанские компании в свою очередь стали более конкурентоспособными. Рецессия была такой долгой, что компании уволили всех, кого могли, а теперь имеют возможность принять кого-то».

В дальнейшем планируется принять закон об изменении условий ипотеки, что исключит полное изъятие недвижимости.

«Мы хотим иметь правительство, которое  будет работать на людей, а не на банки, - говорит Пабло Иглесиас, лидер партии Podemos, - это идет на пользу тем, кто наверху, а обычные люди должны страдать от последствий мер жесткой экономии, которая была социальной катастрофой».